Сен
8

Как правильно составить техзадание

Author admin    Category Дизайн     Tags
Tweet
Давно собирался написать заметку на тему, как правильно составить техзадание (ТЗ) на разработку веб дизайна или создание сайта в комплексе. Собрал мысли в кучу, прогулялся по форумам близкой к веб дизайну тематики, прошёлся по ведущим веб студиям и, с вашего разрешения, представляю вам сию заметку.
В поисках интересующей меня информации я наткнулся на одну интересную особенность – очень многие пользователи, если не сказать большинство, слишком пренебрегают техзаданием, мол “А зачем ТЗ вообще нужно? Я найду такого дизайнера, который поймёт, что нужно сделать только по самим примера сайтов, которые я ему приведу.”. Ну что ж, давайте войдём в положение и рассмотрим, зачем вообще нужно ТЗ.

Что такое техзадание и зачем оно нужно.

Многим кажется, что веб дизайнер – профессия сугубо творческая, что это даже не профессия, а призвание или даже состояние души. На самом деле всё не так просто. Художник рисует то, что нашептывает ему муза, равно как и музыкант, который пишет в моменты душевного подъёма, в моменты вдохновения. Веб дизайнер – это сугубо техническая профессия (в том случае если веб дизайнер зарабатывает себе на жизнь веб дизайном, а не развлекается). А как любую техническую профессию, бюрократия не обошла и веб дизайн. Но документ у веб дизайна лишь один – техзадание, на основе которого вы и будете заключать договор.
Техзадание выполняет 3 основные функции:
  • Информационную;
  • Коммуникационную;
  • И наконец юридическую функцию;
  • Информационная функция техзадания.
Я думаю и так понятно, что ТЗ составляется для того, что клиент объяснил дизайнеру, что именно он хочет получить в итоге. Понятие “классный дизайн” у каждого своё, для кого то это простота и функциональность, а для кого то максимум графики и насыщенность. Именно ТЗ показывает дизайнеру, что такое “классный дизайн” для заказчика.

Коммуникационная функция.

Именно на основании техзадания веб дизайнер сможет определить стоимость и сроки работы. Тут же опытный глаз профессионала заметит недочёты и на ранней стадии можно будет внести коррективы для более качественного исполнения. Именно на основании ТЗ формируется сам заказ.

Юридическая функция техзадания.

Я часто сталкивался с ситуацией, когда клиент, увидев выполненную работу, резко “терял память” и утверждал, что он “не мог такого говорить” или “имел ввиду совсем не то“. При наличии техзадания такие провалы в памяти быстро восстанавливаются. А иногда заказчик может просто придумать (или увидеть у конкурента) совсем другое дизайнерское решение и начинаются уточнения, всяческие увиливания и хитрости. ТЗ – это документ, на основании которого вы можете избежать массы неприятных нюансов.

Выход из ситуации.

Выход один, довольно удобный и очень правильный. Итак:
  1. Делаем заготовку техзадания (бланк заказа, который есть у любой уважающей себя тудии).
  2. Даём доступ клиенту к ТЗ (заливаем на сервер и кладём стопочку бланков в офисе на видном месте).
  3. Не принимаем заказ без ТЗ или с некачественно заполненным ТЗ.
А вот на счёт непосредственно содержания ТЗ мы поговорим ниже.

Техзадание на разработку веб дизайна.

Сразу хочу оговориться, что это моё видения техзадания, возможно вам будет работать с другим бланком. Приступим.
  • Информация по вёрстке сайта. Оговариваются размеры сайта (ширина сайдбаров, всего сайта, высота шапки и пр), указывается CMS сайта.
  • Назначение сайта. Для каких целей создаётся сайт.
  • Предполагаемая аудитория. Возрастная категория, социальный статус, образования и прочие данные.
  • Категория веб сайта. Веб магазин, сайт – визитка, развлекательный портал др.
  • Особенности и функциональные возможности сайта. Определяются коммерческие и структурные преимущества сайта на фоне аналогов и сайтов конкурентов.
  • Стиль веб дизайна. В этой графе определяется в каом стиле будет выполнен дизайн – минимализм, гранж, веб 2.0 и пр.
  • Специфика навигации и структуры сайта. Количество сайдбаров, их ориентация, расположение меню и другие особенности
  • Фирменный стиль. Обсуждается использования фирменного стиля в случае его наличия.
  • Примеры. Неплохо было бы указать в техзадании примеры понравившихся сайтов, тогда легче определить вкус заказчика.
  • Бюджет. Тут без комментариев
В качестве примера приведу Бланк-заявку веб студии webstudio2u, клиенту достаточно просто выбрать нужные пункты, после чего менеджер студии свяжется с вами и поможет составить более подробное техзадание.
В принципе данная записка была написана, как крик души. Уважаемые заказчики, набросайте хоть какую то информацию, обдумайте нюансы, подготовьтесь к заказу – этим вы избавите и себя и исполнителя от ненужной головной боли. Уважаемые коллеги, дизайнеры, верстальщики, разработчики, подготовьте бланк-заявку на своё усмотрение, потратив пару часов один раз, вы сэкономите массу времени и нервов в будущем.

Комментирование закрыто.

Follow us on Twitter!

Получать на E-mail:


Свежие записи

Разделы